Что такое „Великий Пост“?

Слово «пост» в русском языке означает прежде всего воздержание в определенные дни или периоды от пищи или некоторых ее видов.

Таким образом, уже само название «Великий пост», принятое для определения предшествующей Пасхе четыредесятницы (Quadragesima), может подтолкнуть нас к восприятию этого литургического времени как связанного умервщлением плоти и покаянием. Это верно лишь отчасти.

Основной целью этого периода является подготовка к Пасхе. Аскетические практики в данном случае представляют собой не самоцель, но средства для того, чтобы эта подготовка была более глубокой и плодотворной во всех отношениях.


Начинаясь с Пепельной среды, называемой так по обряду посыпания голов пеплом в знак покаяния и обращения, святая Четыредесятница длится вплоть до Мессы Воспоминания Тайной Вечери в Великий Четверг, которая открывает Пасхальное Триденствие и в период Великого поста уже не входит. Это время не просто предшествует Пасхе в хронологическом смысле, но уже является составной частью пасхального таинства. Правильно и вполне понять Великий пост можно только в свете кульминации, к которой он ведет верующих во Христа, – Навечерия Пасхи.



Поэтому наш постный путь должен быть четко ориентирован на празднование Пасхи, которое должно не ограничиваться предписанными каноническим правом ежегодной исповедью и причащением, но стать реальным и сознательным участием в тайнах умершего, погребенного и воскресшего Христа, совершаемых в Пасхальном Триденствии. С другой стороны, необходимо стремиться к тому, чтобы исключить все, что могло бы отвлечь от этой основной цели: празднества, практики благочестия и различные инициативы, не вписывающиеся в дух и содержание Великого поста.

Двоякий характер периода Великого поста

Великопостная литургия ведет к празднованию пасхальных тайн: катехуменов – посредством разных ступеней христианского посвящения, а крещеных – через воспоминание их крещения и покаяние. Поэтому время Великого поста носит двоякий характер: крещальный и покаянный. Догматическая конституция о Литургии II Ватиканского Собора «Sacrosanctum Concilium» уделяет этому отдельное внимание, призывая яснее освещать двоякий характер Великого поста как в Литургии, так и в литургической катехизации (ср. SC, 109).

Христос радикально преобразил нас, то есть, обратил, примирив нас с Богом и друг с другом, делая нас причастниками пасхальных тайн посредством Крещения. В этом таинстве ветхий человек становится сораспятым Христу, чтобы было разрушено тело греха и мы не были больше рабами греха, а воскреснув с Ним, жили для Бога (ср. Рим 6, 4–10). Поэтому Церковь исповедует свою веру «во единое крещение во отпущение грехов».

Великий пост является временем, когда вся Церковь и отдельные ее члены призваны к тому, чтобы пережить фундаментальные следствия этого таинства через глубокое и совершенствующееся обращение. Ведь крещальный характер Церкви заключается не только в том, что посредством таинства Крещения она растет численно, но также – и прежде всего – потому, что живет динамикой постоянного обращения, истоком которого является Крещение.

На этой крещальной действительности основывается и покаяние. С течением времени оно приобрело сакраментальное измерение для тех, кто впал в грех после крещения: в качестве «второго Крещения», «Крещения слез» в таинстве примирения. Поэтому вполне обоснованно можно назвать Крещение и Покаяние являются таинствами, характерными для Великого поста.

Слово Божие во время Великого поста

А) Воскресные чтения

Ветхозаветные воскресные чтения Великого поста можно разделить на 3 тематические группы:

• История спасения: первоначальный завет, призвание Авраама, исход, история Израильского народа в пустыне, последующая история Израиля;
• Закон, то есть, нравственные обязанности, проистекающие из завета;
• Голос пророков, призывающих к обращению и покаянию.

Второе чтение, как правило, продолжает соответствующую тему фрагмента Ветхого Завета и подчеркивает его глубину; кроме того, оно готовит верующих к слушанию Евангелия.

Евангелие первых двух воскресений, во всех трех годах воскресного цикла чтений, представляет искушение Иисуса и Его Преображение. Три последующие воскресенья готовят верующих более непосредственным образом ко Крещению или обновлению крещальных обетов в Святую Пасхальную Ночь, намечая 3 духовные маршрута: крещальный (год А); христоцентричный (год В, Евангелие от Иоанна); покаянный (год С, Евангелие от Луки).

Б) Чтения будней

Чтения в будни первых трех недель поста поднимают такие характерные великопостные темы, как милосердие, молитва, пост, прощение, служение, смирение и т.п. Фрагменты Ветхого Завета всегда имеют связь с Евангелием. В последние две недели, когда читается Евангелие от Иоанна, основное внимание концентрируется на личности Христа, на Его словах и действиях (чудеса), которые являет Его божественность. Дискуссии с иудеями и их нарастающая неприязнь и неверие подводят к осуждению Христа на крестную смерть. Выбор этих евангельских текстов, перекликающихся с ветхозаветными фрагментами, представляющими преследуемого Праведника, ориентируют верующих к участию в Страстях Господних.

Духовность Великого поста

Четыредесятница – это путь веры и обращения ко Христу, ставшему послушным Отцу вплоть до крестной смерти; «время благоприятное» для того, чтобы вновь открыть и углубить свою тождественность как учеников Христовых. Настоящее христианское обращение – это не только «исправление» в нравственной области, но сокровенная и глубокая перемена, в результате которой человек начинает думать, оценивать и упорядочивать свою жизнь, стремясь уподобиться Иисусу: «теряя собственную жизнь ради Христа и Его Евангелия» (ср. Мф 8, 35).

Духовность Великого поста характеризуется более внимательным и продолжительным слушанием Слова Божия, которое освещает нас в познании наших грехов, призывает к обращению и наполняет упованием на Божие милосердие. Христианское испытание совести означает не замкнуться в сосредоточении на самом себе, но открыться навстречу Слову спасения: навстречу Благой Вести.

Наконец, Слово Божие помогает нам понять зло греха в свете завета Бога с человеком. Устами пророков грех назван супружеской изменой или неверностью. Иисус, пришедший чтобы искать грешников, являет нам благосердие любящего Отца, который любит нас и ждет нашего возвращения с распростертыми объятьями примирения.

Иными словами, великопостная духовность направлена на то, чтобы помочь нам пережить более интенсивно и глубоко наше личное отношение с Господом в атмосфере Божественной любви; чтобы почувствовать, что грех – это разрыв дружбы с Ним; чтобы побудить в жить, деля милосердную любовь и радость Отца по поводу возвращения обратившихся братьев.

Великопостные дела покаяния

Пост

Пост (хотя и в достаточно упрощенной, например, по сравнению с Православной Церковью, форме) имеет смысл только тогда, когда как внешний знак находится в неразрывной связи с внутренним обращением. Великопостная литургия постоянно призывает нас преодолеть формализм: было бы совершенно бесполезно воздерживаться от пищи, не воздерживаясь от греха. Христианская аскеза не ограничивается умервщлением плоти. Она необходима не только для того, чтобы помочь нам достичь более высокий уровень физического, психического и нравственного равновесия, но прежде всего – чтобы «расчистить территорию» для того, чтобы Господь действовал в нас, обновлял внутренне, умервщляя грех и освобождая для новой жизни в святости.

Как следствие, пост представляет собой прежде всего «нищету сердца» – полную готовность по отношению к Богу, который желает не столько материальных жертв, сколько нашего самопожертвования.

Молитва

Святая Четыредесятница – это время более постоянной и интенсивной молитвы, воспринимаемой во всей ее глубине – то есть, как участие в молитве Христа. В этом свете молитва перестает быть стремлением «заручиться» Божией помощью как гарантом в исполнении собственных проектов, но ведет нас к полной готовности исполнять Божию волю. Личная и общинная молитва является конкретизацией духовной жертвы, то есть, полного самопожертвования Богу.

Особое значение в период святой Четыредесятницы играют покаянные богослужения, весьма полезные в процессе обращения и духовного очищения. При этом следует обратить внимание, чтобы эти богослужения не воспринимались как «заменитель» сакраментальной исповеди, но были подготовкой и вели к этому таинству.

Одной из характерных великопостных форм благочестия является почитание Креста, находящее наиболее полное выражение в богослужении Страстной Пятницы. Созерцая распятого Спасителя, верующие легче постигают смысл безграничного и несправедливого страдания, которое претерпел Господь ради нашего спасения, а также глубже проникаются Его любви и действием Его искупительной жертвы.

Среди разнообразных великопостных практик благочестия, несомненно, самой распространенной и любимой является Крестный путь. Участвуя в этом богослужении, верующие с глубоким участием следуют за Господом в Его завершающем земном пути: с Масличной горы, где в Гефсиманском саду Он источал кровавый путь, до Голгофы, где Он был распят среди двух разбойников, и до сада, в котором был погребен в выбитой в скале могиле (ср. Ин 19, 40–42).

Милосердие

Великий пост – это также время большего усердия в делах милосердия к ближним. Аскеза находит свое необходимое конкретное выражение в справедливости и милосердии. Не существует обращения к Богу без обращения к братской любви (ср. 1Ин 4, 20–21). Учительство Церкви призывает священников и ответственных мирян поощрять как личные так и групповые инициативы, касающиеся дел милосердия, солидарности и взаимопомощи. Результат этих мероприятий будет тем более подлинным, чем более обильным будут плоды перемены и обновления жизни.

Церковь, принимающая в своё лоно грешников, в одно и то же время и святая, и всегда нуждающаяся в очищении, непрестанно следует путём покаяния и обновления (ср. LG 8). Святая Четыредесятница – это время, когда Христос с особой силой обращает к Своей мистической Невесте призыв к очищению. Путем покаяния она вновь переживает тайну искупления, чтобы обновиться в Святом Духе и становиться в мире все более действенным знаком пасхального спасения: продолжая миссию Христа, призывать людей к покаянию, возвещать Евангелие, а также ходатайствовать о грешниках и быть орудием обращения и примирения.

Отец Николай Дубинин OFMConv